Партнерство между частным и госсекторами может ускорить экологическое восстановление

Планы по стимулированию развития экономики, направленные на поддержку выработки экологически чистой энергии и декарбонизации на основе инновационных партнерств, создадут новые модели устойчивого роста.

2021 год начинается под знаком вакцинации от коронавируса и надежды на физическое оздоровления от вируса. Прилагая усилия для восстановления социальной, экономической и финансовой сферы, мы не можем забывать о кризисе, с которым столкнулись еще до того, как пандемия вышла на первый план - кризис, для устранения которого не существует мгновенного решения. Лидеры стран и руководители компаний, чье внимание до сих пор было сосредоточено на борьбе с пандемией, по-прежнему, обеспокоены проблемами, связанными с последствиями изменения климата, которые проявляются в виде таких явлений, как пожары, бури, наводнения и засухи.

По оценкам, к 2050 году совокупный экономический ущерб от изменения климата составит почти $8 трлн, что окажет несоразмерное воздействие на страны с низким уровнем доходов и уязвимые страны.

В последнее время различные организации и политические деятели все чаще используют девиз «Отстроить все лучше прежнего» в качестве призыва к восстановлению в этих и других критических ситуациях. Однако вместо того, чтобы оглядываться назад и пытаться создать лучшую версию прошлого, мы также можем посмотреть вперед, применяя новые подходы к решению двойной проблемы - восстановление экономики и борьба с изменением климата с тем, чтобы создать лучшее и более устойчивое будущее.

В новом докладе Организации Объединенных Наций указывается, что при условии широкого применения программ «зеленого» восстановления, объем ожидаемых выбросов сократится на 25% к 2030 году и повысится вероятность сдерживания увеличения температуры в пределах 2 градусов Цельсия.

Правительства ряда стран вложили существенные средства в развитие инфраструктуры - центрального звена в реализации их планов по восстановлению.

По оценкам, приведенным в докладе Института Экономической Политики, такие инвестиции являются экономическим мультипликатором: каждые $100 млрд, вложенные в инфраструктуру, создают до 1 млн рабочих мест на полную занятость, с пользой для развития самой инфраструктуры.

Приблизительно 70% выбросов парниковых газов приходится на инфраструктуру. Это значит, что инвестиции в инфраструктуру, которые мы делаем сегодня, существенным образом повлияют на нашу способность по достижению нулевого уровня выбросов в рамках Парижского соглашения в будущем. В этой связи, чтобы построить лучшее будущее, меры стимулирования инфраструктурного развития должны быть направлены на выработку экологически чистой энергии - декарбонизацию электроэнергии, тепловой энергетики и транспортной промышленности. Деловые круги и правительства стран должны тесно сотрудничать для достижения этих целей.

В течение первых трех кварталов 2020 года многие развитые страны разработали комплексы мер по стимулированию экономики, которые потенциально были вредны для окружающей среды.

Диаграмма

Воздействие комплекса мер по стимулированию на окружающую среду, с привязкой к индексу.

Некоторые страны взяли на себя ряд существенных обязательств по экологическому восстановлению. В то же время правительства других стран продолжают уделять внимание традиционным секторам, не принимая меры и стимулы по охране окружающей среды.

Такие международные финансовые учреждения, как Всемирный банк, могут способствовать стимулированию инвестиций в экологически чистые технологии, предоставляя льготное финансирование и/или гарантии по кредитам для проектов, направленных на устойчивый рост.

К примеру, в декабре 2020 года Европейский инвестиционный банк выделил 4,7 млрд евро на поддержку производства экологически чистой энергии и устойчивого транспорта. Финансовые учреждения уже занимаются разработкой стандартов и рамок ESG (Экологии, социальной сферы и управления), необходимых для поиска, отбора и мониторинга экологически рациональных проектов, и сейчас это начинают понимать другие инвесторы.

Частный сектор также готов придать дополнительный импульс экологически сбалансированному восстановлению. Инвесторы находятся в поисках прибыльных проектов, соответствующих их целям ESG и обязательствам по достижению нулевого уровня выбросов.

Инфраструктурное развитие зачастую достигается путем сотрудничества между государственным и частным сектором, как посредством проектирования, строительства, эксплуатации, технического обслуживания, так и через финансирование. Такого рода партнерство является сегодня гораздо более важной задачей, чем когда-либо прежде.

Вот пять ключевых мероприятий, которые правительства могут предпринять в сотрудничестве с частным сектором, чтобы активировать экологически сбалансированное восстановление с помощью инфраструктуры.

Определение возможностей для максимального воздействия как на экономику, так и на экологическую среду

В целях содействия восстановлению экономики и окружающей среды, необходимо как можно скорее сделать соответствующие вложения. Также следует направить свое внимание на поддержку экологически чистых технологий, таких как электромобили и зарядка, водород в качестве топлива, улавливание и хранение углерода, а также возобновляемые источники энергии в сочетании с сетевым накоплением энергии в требуемом масштабе.

Но в некоторых случаях для достижения экологического прогресса неизбежны экономические издержки. Например, в Европе оплата большинства пошлин и налогов, таких как налоги на топливо, в настоящее время осуществляется с учетом принципа «загрязнитель платит». Однако, по мере распространения электромобилей, правительства будут терять средства из этих традиционных источников.

Управление переходом таких доходов потребует более сложной системы взимания платы с участников дорожного движения в зависимости от расстояния. Государственные и частные структуры могут рассмотреть возможность внедрения совместных инноваций, используя новейшие технологии, к примеру, смартфоны с функций GPS и встроенную в транспортное средство аппаратуру, чтобы создать систему планирования и взимания платы за транспорт, которая будет в полной мере отражать воздействие транспортного средства на внешнюю среду и, таким образом, способствовать выбору транспортного средства с низким уровнем выбросов.

Использование политики в качестве инструмента содействия

Для осуществления многих процессов закупок необходимо большое количество времени, и эти процессы могут быть довольно затратными и жесткими. Кроме того, эффективность партнерских соглашений, инициированных правительствами, часто оценивают только лишь на основе финансовых показателей вместо того, чтобы учитывать сочетание финансовых, социальных и экологических показателей.

Правовые и политические рамки, которые создают правительства - правила оценки закупочной деятельности и партнерства, стандарты эффективности, налоги на выбросы углерода и прочие сборы должны способствовать более быстрому расширению «зеленых» партнерств и укреплять доверие частного сектора.

Например, во многих странах существует потребность в большем количестве зарядных станций для автомобилей. Сложность заключается в том, что для сооружения таких станций требуется немало времени. Правительства могут использовать политику для решения этой проблемы.

Недавно правительство Индии начало реализацию второго этапа плана Ускоренного внедрения и производства электромобилей (FAME), в рамках которого частным организациям предоставляются капитальные субсидии на строительство и эксплуатацию инфраструктуры для зарядки электромобилей на 18 основных автомагистралях.

Балансирование рисков и доходности

Проблема распределения рисков носит постоянный характер в крупномасштабных партнерствах. В идеале, тем или иным риском должна управлять сторона, которая лучше всего способна это делать. Однако в действительности ситуация обстоит таким образом, что вследствие противоречащих друг другу целей, различной степени готовности к риску (риск-аппетита), разных навыков ведения переговоров и долгосрочных временных рамок проектов, термин «оптимально распределенный риск» является сугубо теоретической концепцией.

Правительство Нового Южного Уэльса в Австралии обязалось сотрудничать с частным сектором по вопросу балансирования рисков и доходности, сделав второй пункт в своем обязательстве перед строительной отраслью о принятии подходов, основанных на партнерстве, пунктом о распределении рисков.

Некоторые из поддерживаемых правительством мероприятий направлены на разработку стандартных договорных механизмов распределения рисков, которые стимулируют деятельность обеих сторон и не ставят под угрозу устойчивость подрядчика, а также на совместную работу по управлению и смягчению рисков, связанных с коммунальным обеспечением.

Рассмотрение возможности создания гибких партнерств

Не существует универсальной модели партнерства, которая могла бы гарантировать получение максимальной отдачи от вложенных средств, определенность бюджета, доступность и устойчивые долгосрочные результаты.

Это станет еще более очевидным, поскольку технологии будут играть более важную роль в декарбонизации окружающей среды и поддержке создания инфраструктуры и ее эксплуатации.

Например, более новые виды ветровых турбин, оснащенные передовыми датчиками, могут функционировать намного лучше, чем старые ветровые турбины, что заставляет правительства некоторых стран пересмотреть свои отношения с поставщиками.

В некоторых случаях эффективность непроверенных технологий может быть не такой, как ожидалось, что обусловливает необходимость переоценки партнерства. Поэтому длительные, ограниченные по времени, горизонты и фиксированные финансовые договоренности для партнерства несовместимы с инновационными, непроверенными решениями. В партнерском взаимодействии обеим сторонам будет выгодно быть более гибкими и регулярно пересматривать партнерство.

Данные - инструмент взаимодействия

Люди в чрезвычайно высокой степени используют цифровые средства для управления своей персональной инфраструктурой, используя приложения для таких вещей, как планирование поездок, повышение информированности о своем потребительском поведении, а также включение и выключение системы обогрева.

Сейчас люди также могут мгновенно выразить свое недовольство через социальные сети, приложения и веб-сайты поставщиков услуг, что снизило нагрузку на правительства и регулирующие органы, которые в противном случае были бы вынуждены вмешаться в решение таких проблем.

Следует поощрять инициативы по обеспечению открытого доступа к данным, чтобы в будущем сотрудничество в области инфраструктуры было трехсторонним: между правительством, частным сектором и гражданами. Например, в соответствии с Инициативой Мадрида по обеспечению транспарентности в работе правительства, компания Red Eléctrica de España создала платформу с открытым доступом к данным, позволяющую отслеживать использование источников питания по всей Испании.

В последней версии приложения для смартфонов пользователи могут в реальном времени отслеживать графики спроса на электроэнергию, видеть технологии производства, необходимые для его удовлетворения, и выбросы CO2 из этих источников, что позволяет им следить за процессом преобразований в сфере энергетики в Испании.

Нет времени на раскачку

Гонка, направленная на разработку вакцины от COVID-19 в свете глобальной пандемии показала, насколько эффективно страны, компании, правительства, финансисты и граждане могут решать, казалось бы, невозможные задачи, работая вместе.

Проблемы, связанные с изменением климата, по степени важности носят схожий характер, и для их решения необходимо партнерское взаимодействие. Преобразование политических обязательств в реализацию необходимых проектов определит скорость и глубину «оздоровления» и обеспечит долгосрочное благополучие нашей экономики и сообществ.

Джессика Шеннон - глобальный лидер PwC в сфере государственных и общественных услуг, партнер PwC Гана

Ричард Абади - глобальный лидер PwC в сфере капитальных проектов и инфраструктуры, партнер PwC Великобритания

Следуй за нами